Музыкальный магазин
ГлавнаяБиблиотекаЗвуковое ОборудованиеЗвук - как вписать концерт в дискотеку

Звук: как вписать концерт в дискотеку?

Клубные промоутеры уже давно поняли, что без привлечения на свои мероприятия "живых" артистов, или еще лучше "звезд", очень трудно рассчитывать на успех мероприятия, и тем более на стабильную посещаемость заведения. Живые концерты и шоу, которые часто заканчиваются до смешного быстро, тем не менее собирают гораздо больше посетителей, чем просто дискотека с "самыми модными DJ - ями нашего города". Ночная публика жаждет развлечений, а "живой", или даже "фанерный" концерт как раз и является тем мощным катализатором, способным ее привлечь и завести на всю оставшуюся ночь, благо DJ - и уже научились поддерживать "температуру". И чтобы этот самый катализатор сработал как нужно, необходимо соблюсти одну вроде бы мелочь - все должно достойно, с хорошим драйвом, прозвучать. Вот здесь- то и кроется одна из основных проблем нашего клубного времени - звучит далеко не всегда. Почему?

Давайте разбираться.Сразу хочу оговориться, что проблема решаема, и эта статья, надеюсь, будет тому способствовать.

Начнем с того, что вспомним, а как, собственно, проектировался клуб? Кто выбирал аппаратуру и по каким соображениям? Вот он, корень "зла". Специфика проведения концертов имеет очень много нюансов, знать которые, или просто учесть, неспециалисту практически невозможно. Да, в общем, и не нужно. Заниматься этим должен именно специалист. Или должен был. Кому как повезло. Но все-таки давайте разберем некоторые основные моменты, которые должен знать каждый уважающий себя деятель ночного искусства.

Самая распространенная ошибка на стадии принятия решения о позиционировании будущего заведения - это отношение к возможным концертам как к чему-то несущественному и необязательному в практической работе, особенно после ознакомления с прайсами на концертное оборудование. Поэтому часто фирмам-поставщикам ставится изначально неверная задача, типа добавить что-нибудь для ведущего и певицы "за недорого". Добавляется, естественно, простейший микшер с дешевым радио-микрофоном, в лучшем случае какая-то простенькая обработка. Все это включается через DJ - ский пульт или наоборот, DJ включается через "концертный" пультик, что в обоих случаях нехорошо. Иногда планируется в качестве вокального использовать DJ-ский пульт (а что, там же есть микрофонный вход?). И, как апофеоз этой несуразицы,- использование DJ-я в качестве звукорежиссера, на которого также будут переведены все стрелки за невыносимый звук и "воющий" микрофон. Нужно запомнить одно - какой бы клуб не был, - совсем без выступлений не получится. Поэтому технический вопрос нужно решить сразу и навсегда и больше к нему не возвращаться.

Некоторые решают концертную проблему просто - вызывают прокатную компанию, которая проводит мероприятие на профессиональном уровне, и все хорошо. Это, конечно, выход, но сильно аварийный, т. к. имеет наряду с плюсами и очень явные минусы, такие, например, как приличные расходы, нарушение концепции интерьера (колонки и пульт поставят там, где удобно, а не там, где они не будут мешать), протянутые через танцпол кабели, поцарапанный паркет и т. д. Да и оперативная настройка даже профессионалами не всегда является оптимальной. А отличной никогда, потому что отлично можно настроить только стационарный аппарат, рассчитанный именно для данной площадки, и не за один день. Вернемся к моменту проектирования. Нельзя легкомысленно подходить к вопросу концертного звука именно на этой стадии, - в аппаратуру, приобретенную и настроенную для воспроизведения музыки с CD, петь практически невозможно. Но почему не получается концерт на дискотечной аппаратуре? Потому, что у нее другая задача, можно сказать, более простая.

Основная причина - это конструкция акустических систем и расположение этих систем. Обычно для хорошего дискотечного драйва необходимо иметь мощную низкочастотную секцию и несколько небольших сателлитов, разбросанных по периметру танцпола. И это правильно, на танцполе таким образом можно получить плотный звук в любой точке без заметной локализации. Сателлиты, или топы при этом очень часто имеют конструкцию из двух динамиков - 1" ВЧ и 12" или 15" НЧ (ограниченные кроссовером на 80-120 Гц, естественно). Такая конструкция, хорошо воспроизводящая CD, совершенно не подходит для живой работы. Вернее, она подходит, но не в клубе. Получить хорошую отдачу не получится, и в первую очередь перегрузится секция ВЧ. В результате то, что должно звучать на порядок активнее будет звучать или с большими искажениями, или заметно слабее дискотеки, с постоянно "заводящимся" микрофоном. А должно быть все наоборот. Обычно выступления проходят где-то ближе к середине ночи, т. е. тогда, когда народ уже достаточно "расколбасился" DJ- ем и "ушные компрессоры" клиентов адаптировали их слуховые аппараты к местным условиям. Соответственно само выступление должно сразу привлечь внимание не только само по себе, но и звуковым акцентом, динамикой. Поэтому, если звук будет даже не слабее, чем до того, это не привлечет должного внимания и не доставит того удовольствия, ради которого все и собрались. Обычно же звучит еще хуже, чем до того. Особенно, если есть "живые" микрофоны и инструменты. Причина этого явления именно в конструкции применяемых топов, нагруженных обычно под завязку. 1" драйвер сам по себе имеет очень слабую динамику и весьма плохо воспроизводит верхнюю середину, несмотря на кажущееся изобилие высоких частот. Заметные для слуха искажения наступают далеко до границы допустимой мощности. А это именно тот диапазон, который делает голос красивым и певучим. Для дискотечного звука это не опасно, основная задача которого в этом режиме - четкий акцент "железа", с чем 1" драйвер справляется без проблем.

С другой стороны, применение колонок с 2" драйверами или многополосных для дискотеки не очень оправдано (если только это не ангар), придется много чего срезать эквалайзером, что качества не прибавит. Да и круговая развеска не совсем то, что делает концерт концертом, когда звук должен исходить от сцены. Но такой вариант, в принципе, тоже допустим, если применить раздельную эквализацию для дискотеки и живых выступлений, особенно, если инсталляция сделана и глобально ничего уже не изменить. В таком случае надо сделать небольшую модернизацию имеющегося звукового оборудования: необходимо отделить звуковой концертный тракт от дискотечного и применить независимую настройку каждого.

Для начала выбирается место звукорежиссера на время проведения концертов. Это место может быть и временным, но должно располагаться в зоне наилучшей (по возможности) слышимости. Нужно провести необходимую коммутацию и закончить ее разъемами где-нибудь в стене или в лючке на полу. Необходимая аппаратура для звукорежиссера - микшерский пульт на 16-24 канала с двумя параметриками на каждой линейке, две обработки типа холл-дилэй, 2х31 полосный основной эквалайзер и 15-31 полосные мониторные эквалайзеры минимум на две мониторные линии, 2-4 - компрессора, источники (MD, CD, иногда магнитофон и DAT), приемники радио микрофонов. Все это можно собрать в мобильную стойку и оперативно выкатывать по мере необходимости. Теперь нужно свести в один стерео сигнал выходы с концертного и DJ-ского эквалайзеров. Просто спаять провода нельзя! Устройство совмещения DJ и концертного трактов может быть как дорогим (Loudspeaker Management System - XTA, KLARK TECNIK, DBX DRIVE RACK и подобные), так и простейшим, в виде резисторной матрицы. Пусть не пугает слово "простейшим", такая схема не вносит абсолютно никаких искажений и не требует питания. Правда, ее нужно собирать, готовых конструкций в продаже нет. Достоинства применения Loudspeaker Management System - в наличии многих функций, таких как параметрический эквалайзер и лимитер на каждый канал, регулируемая задержка, функции кроссовера и т. д. В общем, серьезная машина. Недостатки - цена и сложность настройки, функционирование всей звуковой системы напрямую завязано на надежности этого девайса.

Есть еще один нюанс в применении цифровых приборов, о котором мало кто знает. Если клуб не очень большой, то на живых концертах явственно слышится как бы дилэй, например, от малого барабана или от других инструментов, имеющих резкую атаку и акустическое звучание. А происходит это потому, что любому цифровому прибору требуется некоторое время на конвертирование и обработку звукового сигнала. Это время порядка каких-то миллисекунд, но достаточное, чтобы быть замеченным из-за наличия прямого акустического сигнала, который ничем задержать нельзя. Мелочь, но раздражает. Лично я предпочитаю качественные аналоговые компоненты, которые дают ясный звук, неприхотливы и предсказуемы. Но, как говорится, кому что нравится. Наконец, когда все собрано, каждая система проверяется и настраивается по отдельности. И, как говорят компьютерщики,- enjoy!

Рассмотрим другой вариант совмещения концертов и дискотек, так сказать идеальный. Такой вариант лучше всего запланировать на стадии проектирования или капремонта заведения. Дискотечный звук в этом случае собирается по классической схеме, благо на этот счет многие инсталляторы имеют положительный опыт, но с одним нюансом - НЧ секция выбирается с хорошим запасом по мощности, т. к. она будет общей и для концертов. Добавляются концертные порталы, которые должны соответствовать задачам и также иметь достаточную мощность. Сводить здесь нужно или НЧ выходы кроссоверов, работающих каждый в своем тракте, или, если позволяют средства для приобретения Loudspeaker Management System, два стерео сигнала. В обоих случаях сигнал от концертного пульта распределится на порталы и сабвуферы, а от DJ пульта на сателлиты танцпола и те же сабвуферы. Концертные топы при этом будут абсолютно независимы и предназначены (с сабвуферами, конечно) только для проведения концертов и массовых акций (например, если приглашен особо модный DJ), т. е. тогда, когда нужно получить мощное звуковое наполнение на максимальной площади. Дискотечную линию также можно отправить в концертный тракт, и сделать это можно простым движением фейдеров. Собранные в кластеры колонки должны располагаться портально по отношению к сцене и озвучивать максимальную площадь в отличие от дискотечных топов, концентрирующих звук на танцполе. Выбор брэндов и конструкций колонок зависит от каждой конкретной ситуации, возможностей, и должен осуществляться обязательно с привлечением грамотных специалистов. Эта тема была частично рассмотрена в предыдущем номере журнала. Место звукорежиссера в этом случае определяется по центральной оси между порталами на открытом пространстве и в прямой видимости порталов и сцены, но на достаточном удалении (не под колонками), не в "будке" и не под балконом. Этим сразу решается задача не только адекватной работы местного звукорежиссера, но и снимаются возможные конфликтные ситуации с гастрольными звуковиками, у которых в райдерах указано именно такое месторасположение пульта. Состав оборудования может быть самым разным, все зависит от возможностей.

Не стоит приобретать абсолютно все, что может понадобиться - весь BACKLINE, обработку и т. д. "Изысканные" требования предъявляют только очень "именитые" и дорогие коллективы, которые приглашаются не каждый месяц, да и не каждый год, а с другими можно договориться. У меня в практике было немало случаев, когда даже известные "импортные" коллективы работали на том, что есть, потому что основной звук был достойный. Недостающую аппаратуру всегда можно взять в аренду, экономически это более оправдано. Но в любом случае раздельные звуковые тракты снимают основную головную боль за звук. Есть еще один способ реализации концепции концертного клубного звука - это механическая трансформация подвеса колонок, т. е. порталы перемещаются вместе с фермами крепления в зависимости от задач. Что ж, идея сама по себе интересная, но имеет ряд недостатков. Во-первых, система подвеса иногда сопоставима по стоимости с новыми порталами. Во- вторых, здесь есть проблема, рассмотренная выше - необходимо все равно иметь раздельную эквализацию. И, в-третьих, то, что хорошо работает на дискотеке, не годится для концертов и наоборот. Да и перемещение всей этой тяжеловесной конструкции занимает некоторое время (а DJ-то продолжает работать), и на это время настроенный определенным образом звук перестает быть настроенным. Хотя зрелищно. Но, на мой взгляд, лучше делать такие трансформируемые конструкции для светового оборудования, там они более оправданы.

Подводя итог, можно сказать, что с прогрессом в клубном движении сильно выросли и технические требования. Учитывая, что не так далеко ушло то время, когда всех устраивал звук бумажных диффузоров и "пьезопищалок", а исполнители работали с пластмассовыми радио микрофонами для караоке. Нынешние реалии предъявляют гораздо более высокие требования, с которыми необходимо считаться для успешного функционирования любого, не только развлекательного заведения, и достойное звуковое обеспечение - одна из главных составляющих этого успеха.



Геннадий Шеломанов

для журнала "Клубное пространство"

Вы можете оставить свой комментарий.



 
Горячие товары
Электронная почта: [email protected]
Тел: (495) 589-76-02, (495) 978-63-73, (926) 860-83-33
Тел: 8-800-250-38-61 (бесплатно для РФ)
ICQ: 592568236; Пн-Пт: 10:00-18:00
Кредиты
Наши клиенты
Инструкции
Уголок покупателя
Статьи